Осенняя молодежная историческая школа (6–13 октября 2024)

Санкт-Петербургский государственный университет в рамках III Петербургского исторического форума проводит Осеннюю молодежную историческую школу СПбГУ.

1. Даты проведения школы: 06–13.10.2024

2. Занятия ведут преподаватели СПбГУ, РГГУ, сотрудники РНБ, БАН, ВНИИДАД и других научных и просветительских организаций.

3. Площадки для проведения занятий: Санкт-Петербургский государственный университет, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской Академии наук, Президентская библиотека, Государственный Монетный двор, Государственный музей истории Петербурга, Государственный Эрмитаж, выставка «Россия — моя история» и другие.

4. Занятия предполагаются трех типов: 1) лекции; 2) учебные экскурсии; 3) мастер классы и практические занятия.

5. Участие в работе школы могут принять студенты вузов (1–3 курсы бакалавриата и специалитета), а также учащиеся 10–11-х классов средних школ Российской Федерации и Республики Белоруссия. Отбор участников производится на конкурсной основе.

6. Занятия проходят в двух потоках: направление 1 («Коллекции в музее, архиве, библиотеке — хранители и творцы истории») и направление 2 («Петербургский историк»).

7. По итогам занятий участники готовят проект (группами до 3-х человек), который защищают в последний день работы Школы (в субботу, 12.10). В проекте необходимо показать, как полученные знания и опыт могут быть использованы в исторических исследованиях и музейных проектах участников осенней исторической школы.

8. По окончании участникам выдается сертификат. Участникам оплачивается проезд, проживание (иногородним) в Санкт-Петербурге в дни проведения школы, частично питание (обед), посещение музеев и экскурсионное обслуживание. Участие школьников и лиц до 18 лет предусматривает сопровождение родителей или уполномоченных лиц, оплата проезда и проживания сопровождающих за собственный счет.

9. Для участия в работе школы необходимо до 15 сентября заполнить форму регистрации на сайте historical-forum.spbu.ru и приложить комплект документов:
• Заполненная анкета участника.
• Мотивационное письмо объемом до 3 страниц, в котором участник должен обосновать, почему он хочет участвовать в работе школы и чем это может быть для него полезно в плане профессионального, личного, культурного роста;
• Описание «проекта мечты» по одному из направлений школы. В описание входит формулировка темы, постановка научной задачи, описание истории изучения проблемы, обоснование научного проекта, перспективы его развития.

Направление 1.

«Коллекции в музее, архиве, библиотеке — хранители и творцы истории»

Цель школы — показать на примерах разнообразных коллекций, хранилищ, фондов, как отбираются артефакты для истории; как их подборки (коллекции) формируют у людей определенный взгляд на исторические события; как историки, музейные работники и искусствоведы используют этот материал в научных исследованиях, научно-просветительских проектах и в музейно-экскурсионной деятельности.

Преподаватели:

  • Руководитель направления: Стефко Мария Станиславовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой музеологии Российского государственного гуманитарного университета, член Международного совета музеев (ИКОМ) России, известный специалист в области истории культуры, истории коллекционирования, истории и теории музеологии в России и за рубежом
  • Богданов Андрей Альбертович, кандидат исторических наук, руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса «Гознак», известный специалист по истории монетного дела
  • Мегорский Борис Вадимович, кандидат политических наук, заведующий отделом эстампов и фотографий Российской Национальной библиотеки, автор исследований по военному делу петровского времени и истории Северной войны, руководитель клуба исторической реконструкции «Лейб-гвардии Преображенский полк, 1709» и проекта #петроматросы
  • Метёлкин Евгений Николаевич, кандидат исторических наук, доцент СПбГУ (кафедра музеологии), уникальный специалист в области вспомогательных исторических дисциплин, эксперт по культурным ценностям (нумизматика, фалеристика, филателия
  • Сундиева Аннэта Альфредовна, кандидат исторических наук, доцент, профессор кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета, член Международного совета музеев (ИКОМ) России, известный специалист в области истории культуры, исторической музеологии, современных тенденций музейной практики
  • Черкаева Ольга Евгеньевна, кандидат культурологии, доцент кафедры музеологии Российского государственного гуманитарного университета, эксперт исследовательской группы «Российская музейная энциклопедия» Нового института культурологии, специалист в области истории и теории музейного дела, истории музейного дела Германии

Площадки: Санкт-Петербургский государственный университет, музеи Санкт-Петербургского государственного университета, Реставрационные мастерские Государственного Эрмитажа, Отдел эстампов Российской Национальной библиотеки, Музей истории денег, Кабинет Н. П. Лихачева в Санкт-Петербургском институте истории РАН и другие.

Направления проектов:
• Анализ современных подходов к презентации / репрезентации научного поиска, открытий и жизни ученых в пространстве музея на примере экспозиций и выставок (музеи СПбГУ, Государственный Эрмитаж и другие);
• Описание актуальных для научной молодежи стратегий репрезентации научного поиска, открытий и жизни ученых в пространстве музея;
• Формирование рекомендаций для студенческого актива, который будет участвовать в музейной работе своих университетов, на основе полученной информации и опыта работы с экспозициями, коллекциями, объектами.

Примеры возможных тем:
• Как прошлое отражается в коллекциях?
• Как музеи рассказывают истории?
• Музейный предмет как исторический источник
• Как история зависит от сохранности источника?

 

Направление 2.

«Петербургский историк»

Цель школы — показать научный потенциал историков Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского университета в разных отраслях исторического знания. Работа историка будет представлена как в теории (рассказы ведущих профессоров СПбГУ об изучении античности, медиевистики, истории Нового времени, истории СССР и месте каждого исторического периода в создании современного взгляда на наше прошлое), так и на мастер-классах, практических занятиях и ознакомительных экскурсиях по ресурсным центрам исторической науки.

Преподаватели:

  • Руководитель направления: Чикина Валентина Андреевна, заместитель директора по научно-методической работе Лицея № 623 Выборгского района Санкт-Петербурга, автор идеи и руководитель проекта «Исторический максимум», победитель конкурса Российской академии наук для студентов высших учебных заведений в области истории, награждена золотой медалью РАН
  • Богданов Андрей Альбертович, кандидат исторических наук, руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса «Гознак», известный специалист по истории монетного дела
  • Иванов Андрей Александрович, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, известный исследователь русского консерватизма и русского правого движения
  • Климов Олег Юрьевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древней Греции и Рима Санкт-Петербургского государственного университета, член Российской ассоциации антиковедов, известный специалист по истории и культуре древнего мира, в особенности по эпохе эллинизма.
  • Метёлкин Евгений Николаевич, кандидат исторических наук, доцент СПбГУ (кафедра музеологии), уникальный специалист в области вспомогательных исторических дисциплин, эксперт по культурным ценностям (нумизматика, фалеристика, филателия)
  • Прокопьев Андрей Юрьевич, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Средних веков Санкт-Петербургского государственного университета, член Общества интеллектуальной истории по Санкт-Петербургскому отделению, ведущий специалист по истории Германии в позднее средневековье и ранее Новое время, истории немецкого дворянства
  • Твердюкова Елена Дмитриевна, доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, признанный специалист по истории социально-экономических отношений советской эпохи, проблем источниковедения, истории ленинградской блокады, известный исследователь проблем социально-экономической истории, в том числе истории торговли, истории российской повседневности и правового развития России XX века

Площадки: Санкт-Петербургский государственный университет, музеи и Научная библиотека СПбГУ, Отдел редкой книги Российской Национальной библиотеки, Музей истории денег, Отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук, Русское географическое общество, Кабинет Н. П. Лихачева в Санкт-Петербургском институте истории РАН, Президентская библиотека и др.

Направления проектов:
• Анализ современных подходов к презентации / репрезентации научного поиска, открытий и жизни ученых в пространстве вуза, школы, библиотеки;
• Описание актуальных для научной молодежи стратегий накопления и передачи исторического знания в медийном и образовательном пространстве;
• Формирование рекомендаций для студенческого актива, который будет участвовать в научной, образовательной и просветительской работе, на основе полученной информации и опыта работы с преподавателями, в фондах библиотек.

 

График работы школы:

Встреча иногородних участников 6 октября, 11:00–13:00
Обед 12:00–13:00
Заселение 13:00–14:00

6 октября
14:00 — Открытие школы 
14:20–16:00 — знакомство, Лекция 1 и Лекция 2
17:00–19:00 — экскурсия, посещение исторического парка «Россия — моя история»

7 октября
9:30 — открытие Третьего Петербургского исторического форума, регистрация участников, 9:30–15:30 — работа пленарных заседаний
12:00–13:00 — обед 
15:30–20:00 — занятия в группах

8–12 октября
Занятия по расписанию группы

12 октября
15:00–20:00 — защита проектов

13 октября
Автобусная экскурсия «А. Н. Оленин: в Петербурге и в Приютино»
17:25 — отъезд иногородних участников