О Форуме

Начало форума: 7 октября 2024

Завершение: 13 октября 2024

Программа Третьего Петербургского исторического форума

Аннотированная программа

 

Рабочие языки: русский, английский

Формат работы: смешанный (очные заседания с возможностью дистанционного участия)

График работы Третьего Петербургского исторического форума:

6 октября, воскресенье

  • Заезд участников, прелиминарные мероприятия: пешеходные экскурсии по городу (по предварительной записи)

7 октября, понедельник

  • 8:30–9:30 — регистрация участников, приветственный кофе
  • 9:30–10:00 — приветствия
  • 10:00–19:15 — I–IV пленарные заседания
  • 9:30–19:30 — пленарные заседания, работа выставок и интерактивных площадок
  • 12:20–12:55 — пешеходные экскурсии (по предварительной записи)

8 октября, вторник

  • 9:00–9:30 — регистрация участников
  • 9:30–12:00 — V пленарное заседание
  • 12:30–17:30 — всероссийский межвузовский симпозиум «Проблемы исторического образования в современной России», подготовленный Санкт-Петербургским государственным университетом и ФУМО по «Истории и археологии»
  • 13:00–21:00 — секционные заседания, круглые столы, презентации

9–12 октября

  • 10:00–21:00 — секционные заседания, круглые столы, презентации
  • 9 октября — 10:00–20:00 — тематический блок «Современные формы представления истории» (лекции, выставки, мастер-классы, площадка виртуальной реальности)
  • 10 октября — День ВНИИДАД
  • 10 октября — 10:00–12:00 — пешеходные экскурсии (по предварительной записи)
  • 11 октября — день открытых научно-популярных лекций
  • 11 октября — торжественная церемония открытия Экскурсионной клиники СПбГУ

13 октября, воскресенье

  • 8:00–19:00 — выездные заседания, завершение форума

6–13 октября — Осенняя молодежная историческая школа

 

Формат работы:

  • работа форума будет проходить в смешанном формате
  • пленарные заседания, приглашенные лекции, секции (выборочно) и круглые столы (выборочно) планируется транслировать в прямом эфире

Контакты:

По вопросам участия, регистрации, программы: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

В теме письма необходимо указать (на русском или английском языке) название научного направления, с которым связан вопрос, или «общий вопрос по организации форума».

  

Организатор

Dev J3

Санкт-Петербургский государственный университет

 

Соорганизаторы

Государственный Эрмитаж

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Санкт-Петербургский Институт истории РАН

 

Партнеры

Национальный центр исторической памяти при Президенте Российской Федерации

Институт всеобщей истории РАН

Институт истории материальной культуры РАН

Институт славяноведения РАН

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН

Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД)

Российский государственный гуманитарный университет Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви

Русская христианская гуманитарная академия

Российский государственный исторический архив

Президентская библиотека

Российская национальная библиотека

Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества имени В. С. Рахманова

Музей истории денег АО «Гознак»

Военно-медицинский музей Министерства обороны Российской Федерации

Русское географическое общество

Российское общество историков-архивистов

 

При поддержке

Фонда «История Отечества»

 

Программный комитет

  • Даудов А. Х., директор Института истории СПбГУ, председатель
  • Аракчеев В. А., директор Российского архива древних актов
  • Белоусов Л. С., академик РАО, и.о. декана исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Бородкин Л. И., член-корреспондент РАН, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова
  • Гагкуев Р. Г., заместитель исполнительного директора фонда «История Отечества»
  • Герасимова Ю. Н., ученый секретарь Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД)
  • Головнёв А. В., член-корреспондент РАН, директор Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Горончаровский В. А., заведующий отделом истории античной культуры, Институт истории материальной культуры РАН
  • Грузнова Е. Б., доцент, ответственный секретарь отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге
  • Крипатова Ю. И., директор Ленинградского областного государственного архива в городе Выборге, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Ленинградской области
  • Липкин М. А., член-корреспондент РАН, профессор РАН, директор Института всеобщей истории РАН
  • Кюнг П. А., директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД)
  • Любимцев А. Ю., ведущий специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, Отдел научно-методической работы Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества им. В. С. Рахманова
  • Никифоров К. В., директор института славяноведения РАН
  • Пивовар Е. И., президент Российского государственного гуманитарного университета
  • Пиотровский М. Б., академик РАН, действительный член РАХ, генеральный директор Государственного Эрмитажа, декан Восточного факультета СПбГУ, председатель Совета отделения Российского исторического общества в Санкт-Петербурге
  • Поляков А. В., директор Института истории материальной культуры РАН
  • Попова И. Ф., член-корреспондент РАН, директор Института восточных рукописей РАН
  • Савченко А. В., начальник Архивного управления Ленинградской области
  • Сиренов А. В., член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН
  • Соколов Р. А., проректор по воспитательной деятельности и молодёжной политике Российского государственного педагогического института имени А. И. Герцена
  • Титова О. Ю., руководитель Службы по управлению объектом Всемирного наследия и обеспечению деятельности Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества им. В. С. Рахманова
  • Тункина И. В., член-корреспондент РАН, директор Санкт-Петербургского филиала Архива РАН

Рабочая группа Программного комитета

  • Филюшкин Александр Ильич, СПбГУ, профессор СПбГУ, заместитель Председателя программного комитета
  • Буркова Татьяна Вадимовна, доцент, СПбГУ
  • Веселов Фёдор Никитович, доцент, СПбГУ 
  • Демичева Таисия Максимовна, старший преподаватель, СПбГУ
  • Ильин Евгений Васильевич, доцент, СПбГУ 
  • Климов Олег Юрьевич, профессор, СПбГУ
  • Клюшина Елена Витальевна, доцент, Российский государственный гуманитарный университет
  • Любезников Олег Анатольевич, доцент, СПбГУ
  • Мартынова Дарья Олеговна, старший преподаватель, СПбГУ
  • Найдёнова Дарья Вадимовна, секретарь руководителя, Отдел обеспечения деятельности руководителей учебно-научных подразделений, Организационное управление СПбГУ
  • Пантелеев Алексей Дмитриевич, доцент, СПбГУ 
  • Сидоренко Леонид Владимирович, доцент, СПбГУ 
  • Смирнова Светлана Сергеевна, главный редактор, Управление маркетинга и медиакоммуникаций, СПбГУ
  • Соковнина Светлана Александровна, обучающий магистратуры по направлению «История», СПбГУ
  • Турыгина Наталья Валерьевна, старший преподаватель, СПбГУ
  • Ходаковский Евгений Валентинович, доцент, СПбГУ
  • Штыков Николай Валерьевич, доцент СПбГУ, руководитель Архивного центра СПбГУ

 

Культурная программа

6 октября, воскресенье, вечер

Пешеходные экскурсии (по предварительной записи, группы до 15 человек)

1.1. «Морозов и Солнце»: А. С. Пушкин глазами петербуржского читателя конца XIХ – начала ХХ века
1.2. А. С. Пушкин и декабристы в искусстве 1920–1930-х гг.: мифы и реальность
1.3. Петровский Петербург

7 октября, понедельник, в обеденный перерыв (12:20–12:55)

Пешеходные экскурсии (по предварительной записи, группы 10–12 человек)

2.1. Коридор Двенадцати коллегий
2.2. Дворы Университета
2.3. Музей-квартира Д. И. Менделеева
2.4 «Наш дом на Менделеевской, 5»: Экскурсия по Институту истории СПбГУ
2.5. «История Университета в пространстве СПбГУ»
2.6. «Пространство Университета в годы блокады Ленинграда»

10 октября, четверг, 10:00-12:00

Пешеходные экскурсии (по предварительной записи, группы 10–12 человек)

3.1. «Memento mori. Смоленское лютеранское кладбище»
3.2. Музей В. В. Набокова СПбГУ (Большая Морская, д. 47)
3.3. Палеонтологический музей СПбГУ (Университетская наб., д. 7-9)
3.4. Минералогический музей СПбГУ (Университетская наб., д. 7-9)
3.5. Музей-архив Д. И. Менделеева СПбГУ (Университетская наб., д. 7-9)
3.6. «История Университета в пространстве СПбГУ» (Стрелка Васильевского острова)
3.7. «Пространство Университета в годы блокады Ленинграда» (Площадь Сахарова, Менделеевская линия, Университетская наб.)
3.8. Обзорная экскурсия по Российской Национальной библиотеке (для участников секций, которые проходят на площадке РНБ) (пл. Островского, д. 1)


13 октября, воскресенье, 8:00–18:00

Выездные заседания (автобусные маршруты, по предварительной записи)
4.1. «Путем Александра Невского»: место Невской битвы 1240 г.
4.2. А. Н. Оленин: в Петербурге и в Приютино
4.3. Экскурсия по памятным местам битвы за Ленинград

Виртуальные туры

Вы можете увидеть самостоятельно:

 ШЕДЕВРЫ СЕВЕРНОЙ ПАЛЬМИРЫ

Санкт-Петербург  — город великолепной архитектуры и богатейшей истории, где сконцентрировано невероятное количество достопримечательностей. Просторные центральные улицы, торжественные площади, сотни самобытных зданий, грациозные набережные и парки, театры и музеи, православные святыни Петербурга — Александро-Невская Лавра,  Казанский собор, Храм Спаса-на-Крови, Смольный собор; Кунсткамера, Летний сад и «подземные дворцы» Санкт-Петербурга — уникальные станции Петербургского метрополитена. Это лишь небольшой перечень уникальных мест, которые встретят вас в Северной столице. 

НОЧНОЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РАЗВОДНЫЕ МОСТЫ 

Санкт-Петербург часто называют Северной Венецией. С самого начала город был построен на воде, на многочисленных островах в дельте Невы. Сегодня на техническом содержании СПб ГБУ «Мостотрест» находятся 433 моста.  Это знаменитые на весь мир разводные мосты через Неву, автомобильные и пешеходные мосты через реки и каналы Петербурга, малые мосты пригородов. Каждый мост имеет свою историю, свои конструктивные особенности, свой неповторимый архитектурный облик.

ЭРМИТАЖ 

Государственный Эрмитаж — один из крупнейших и старейших художественных музеев мира. Он был основан в 1764 году Екатериной Великой и открыт для публики с 1852 года. Его коллекции насчитывают более трех миллионов предметов, включая обширную коллекцию картин великих художников, таких как Да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и многих других. Коллекция занимает большой комплекс из шести исторических зданий на Дворцовой набережной, в том числе Зимнего дворца, бывшей резиденции российских императоров.

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ, МУЗЕЙ ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 

Государственный музей истории Санкт-Петербурга — один из крупнейших в России исторических музеев. В фондах музея хранится более 1,3 миллиона экспонатов, отражающих историю города на Неве с момента его основания до наших дней.

Центром музея является Петропавловская крепость — уникальный памятник истории, архитектуры и фортификационного искусства ХVIII–ХХ веков. Доминанта архитектурного ансамбля — Петропавловский собор — один из символов Санкт-Петербурга, усыпальница Императорского Дома Романовых. В исторических зданиях Петропавловской крепости расположены экспозиции и временные выставки музея. 

Государственный музей истории Санкт-Петербурга объединяет несколько филиалов: Особняк Румянцева на Английской набережной, Музей–квартиру А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Музей печати, Музей петербургского авангарда (дом Матюшина) и Шлиссельбургскую крепость Орешек.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР 

Исаакиевский собор является крупнейшим православным собором и четвертым по величине купольным собором в Европе, после собора Святого Павла в Лондоне, собора Святого Петра в Риме и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Исаакиевский собор является одним из символов Санкт-Петербурга.

Фасады собора украшены скульптурами и массивными гранитными колоннами, а интерьер — мозаичными иконами, картинами и колоннами из малахита и лазурита. Золотой купол собора можно увидеть далеко за городом, он является одной из архитектурных доминант Санкт-Петербурга. Собор делит Сенатскую и Исаакиевскую площади, превращая их в единый архитектурный ансамбль, создаваемый архитекторами на протяжении более 300 лет. С колоннады открывается великолепная панорама города. Для того, чтобы попасть на смотровую площадку необходимо подняться более чем на 300 ступенек, на высоту колоннады 270 футов (90 м).

    КОНСТАНТИНОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Константиновский дворец (с 2003 года — Национальный «Дворец конгрессов») — один из самых красивых памятников архитектуры и ландшафтного искусства, расположенный на живописном побережье Финского залива. По замыслам Петра I Константиновский дворец должен был превзойти знаменитый французский Версаль. Но по ряду причин строительство прекратилось на сорок лет, он использовался как хранилище вин. В конце XVIII века новый владелец Стрельны князь Константин Павлович возобновил строительство. После смерти Константина Павловича имение перешло к его племяннику Константину Николаевичу, сыну императора Николая I.

Во время Второй мировой войны дворцово-парковый ансамбль Стрельны был практически разрушен. И лишь к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга дворцово-парковый ансамбль Стрельны был полностью восстановлен. Дворцово-парковый комплекс включает в себя великолепный Константиновский дворец, Нижний и Верхний парки, Павильон переговоров на Петровском острове, Конюшенный корпус.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ПЕТЕРГОФ»

Петергоф — прекраснейшая из жемчужин, «фонтанная столица мира» — все эти титулы принадлежат любимой загородной резиденции российских императоров. Задуманный Петром I в начале XVIII века как русский аналог Версаля, Петергоф по своей роскоши и размаху быстро обогнал свой прототип, по масштабам гидравлических сооружений он не имеет аналогов среди исторических дворцово-парковых ансамблей мира. Его богато украшенные скульптурой фонтаны, которых насчитывается в парках Петергофа около 150, и 4 водных каскада, расположенные на естественном переломе местности между верхней и нижней террасой, производят неизгладимое впечатление даже на искушенного зрителя. На территории Нижнего Парка расположены  дворцы Марли, Эрмитаж и Монплезир, а также отдельно стоящие Банный и Екатерининские корпуса.

Центром петергофской императорской резиденции является стоящий на верхней террасе Большой дворец. Тщательно восстановленные после фашистской оккупации великолепные интерьеры дворца протяженностью около 300 метров представляют собой незабываемое зрелище.

ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ «АЛЕКСАНДРИЯ»

Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" — место постоянного летнего отдыха четырёх поколений династии Романовых. История парка начинается с XVIII века, когда Петр I определил эту территорию под участки для дач. В 1733 году местность становится собственностью императрицы Анны Иоанновны. Сюда привезли множество животных, таких как олени, буйволы, кабаны, зайцы, тигры, для создания охотничьего парка. Позже здесь располагался зверинец Царского села, на месте которого образовался Александровский парк.

В 1825 году взошедший на престол Николай I подарил имение своей жене Александре Фёдоровне, и оно получило название «Собственная её величества дача Александрия». С этого времени началось устройство парка. Это место стало семейной резиденцией четырёх поколений династии Романовых.

На территории для посещения открыты великолепнейшие памятники второй половины XIX века: Фермерский дворец, Музей «Дворцовая телеграфная станция», Музей «Фельдъегерский домик», Готическая капелла.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «ЦАРСКОЕ СЕЛО»

 

Царскосельский дворцово-парковый ансамбль — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века. В Царском Селе сосредоточены лучшие образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь появились первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.

Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец — великолепный образец отечественного барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал и Золотая анфилада парадных помещений, среди которых — восстановленная всемирно известная Янтарная комната. В Царском Селе находится одно из лучших творений архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам его жилой половины, открытым для посещения, можно получить представление о художественных пристрастиях последних представителей династии Романовых, осмотреть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн.

На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью в 300 гектаров рассредоточено более сотни памятников: это дворцы и павильоны, мосты и мраморные монументы, а также экзотические сооружения в стилистике готической, турецкой, китайской архитектуры.

 

ТЕАТРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

C репертуаром можно познакомиться здесь: spb.kassir.ru/bilety-v-teatrbileter.ru/afisha/bilety-v-teatr

Большой драматический театр им  Г. А. Товстоногова: bdt.spb.ru

Мариинский театр: mariinsky.ru

Эрмитажный театр: hermitagetheater.ru

Академический Малый драматический театр – Театр Европы: mdt-dodin.ru

Государственный молодежный театр на Фонтанке: mtfontanka.spb.ru